Храм святого благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Балашихинская епархия Московской митрополии
Неделя 36-я по Пятидесятнице. Исцеление дочери Хананеянки.
АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ (2 Кор. VI: 16 – VII: 1)
Вы - храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом". "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас". "И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель". Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ (Мф. XV: 21 – 28)
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
В сегодняшнем послании апостол Павел побуждает христиан к благочестивой жизни, чтобы быть им в общении с Богом, и приводит ветхозаветные пророчества, указывающие на это общение.
Весьма многие из христиан нашего времени в отношении к спасению своей души находятся в очень жалком положении. Предавшись земному духу, они проводят дни своей жизни только в земных делах, заботах, удовольствиях, как будто бы они созданы только для этих дел, для этих забот, для этих удовольствий, а не для чего иного. Они живут так, как требуют склонности их не исправленного Божией благодатью сердца; делают только то, к чему располагают и влекут их разные пожелания. Они почти не думают, что будет с ними за такую их жизнь по смерти, на Страшном Суде и после Страшного Суда.
Но некоторые христиане, по-видимому, не забываются так много, однако и они мало отрады доставляют Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Они знают, что грехи часто и в настоящей жизни не приносят делающим их ничего, кроме худых последствий; знают, например, что пьянство влечет за собой затмение ума, возбуждает буйство, вражду, ссоры, драки, производит расстройство здоровья и часто низводит человека в низшее состояние, нежели в каком стоят наши домашние животные.
Эти христиане слушают назидательное священное пение, слушают чтение Евангелия и святого Апостола, но в своей жизни не следуют почти ничему иному, кроме своих желаний и житейских приличий. Они часто беззаботно и со всем удовольствием пьют чашу преступных удовольствий до тех пор, пока вырвет ее из рук их смерть.
Эти христиане ходят не только к обедням, но иногда и к утреням и вечерням, но большей частью, без всякого особого настроения сердца к святому, и вся молитва их есть молитва только их уст, а не сердца. Правда, они иногда молятся усердно, но только о земном; молятся иногда и о прощении своих грехов, но никогда не хотят перестать их делать. Эти христиане ходят на исповедь, причащаются Святых Тайн, но редко делаются от того лучшими, редко где тщательно удаляются от греха, редко где начинают вести борьбу со страстями, а напротив, и после исповеди со Святым Причащением они остаются наибольшей частью такими же, как были. Пьяница остается пьяницей, клеветник - клеветником, корыстолюбец - корыстолюбцем и т. п.
Вот как легкомысленно многие из нынешних христиан поступают со своей душой и со своим спасением! Их спасению со всех сторон угрожает опасность, а они почитают себя безопасными. Стремглав летят они в бездну погибели, и думают, что удобно могут спастись.
Братья! Не примыкайте к числу таких худых христиан! Всякий год, всякий месяц, всякий час приближает нас к смерти. Всякий час ставит нас ближе к Страшному Суду Божию. Может быть, настоящее лето для нас есть лето последнее, а для некоторых без сомнения - последнее. Будем жить так, как должно христианам, жить, как учил Христос, как жили истинные Его последователи. Будем жить не по внушению и требованию нашей плоти или каких-либо неприличных христианам установлений мира, но по учению Христову и по тому образцу жизни, какой подает нам Сам Христос и Его истинные последователи.
Из поучений святителя Григория (Постникова).
Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, была язычницей. В то время евреи были единственными, кто верил в Единого Бога. Они не общались с язычниками, а сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу. Это уже говорит о том, что она в Нем увидела что-то, чего не видела в других, что она почувствовала в Нем нечто, сердцем уловила то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.
И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов…» Это уже есть исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира. А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: «Отпусти ее, - она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния...» «Отпусти», не значит «прогони». Это значит: «Неужели Ты не пожалеешь ее? Она ведь тоже человек. Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...» И Христос говорит: «Я не послан ко всем, Я послан к погибшим овцам дома Израилева...» Хананеянка же отвечает: «Господи! Помоги...» Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит, не утверждает, что я тоже человек, - нет, она просто верит... И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Иисус Христос говорит ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам...» Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой внимательный, вдумчивый, сострадательный взор к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова, но слыша их, одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: «Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев...» Такое можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель здесь, как и в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: «О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час.
Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих. Для Него чужих нет – все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.
Из поучений митрополита Сурожского Антония. http://www.mitras.ru/sermons/serm6.htm#17